Корзина

(нет товаров)

Каталог

Поиск товара

искать в найденном

Вход для пользователей:

Логин:
Пароль:

06.11.2010

Магия ушу или путевка на тот свет (Павел Хат) статья в двух частях часть 1

     Очень часто приходится сегодня слышать о различных духовных практиках, медитации, йоге, контроле «ци». Спиритуализм различного характера всегда был доходным бизнесом: писали и пишут книги, проводили и проводят мистические сеансы и тренинги – короче, мозги пудрили и пудрят. До всего этого мне нет никакого дела, потому что я в это не верю. Я бы и не стал писать эту статью, если бы не был озабочен тенденцией, которая сегодня набирает обороты: мистика и волшебство проникает в мир боевых искусств так глубоко, что Мерлин с Гудвином нервно курят в сторонке. Читаешь книгу о каком-нибудь восточном единоборстве и понимаешь – первые 50 – 100 страниц можно смело пускать на растопку печи.
     Эта статья адресована вам, дорогие читатели, чтобы ваш здравый смысл уберег вас от «применения» внутренней энергии и потусторонних сил против направленного в грудь ножа или пистолета. Многим мои рассуждения покажутся очень уж приземленными. Некоторые сочтут меня за невежду. Заранее прошу прощения. Просто это мысли человека, дорожащего своей жизнью и жизнью близких.
     Для начала очень важно, чтобы вы усвоили одну мысль: первоначальная цель любого боевого искусства – быстро, рационально и с наименьшими потерями нейтрализовать противника, переведя его в режим оффлайн (будь это бокс, джиу-джитсу, айкидо, муай-тай, каратэ да хоть каларипаятту с капоэйрой). Все остальное от лукавого.
     «А как же столь знаменитые и популярные боевые искусства Востока, основанные на глубокой философии даосизма и буддизма?» - спросите вы. Во-первых, сама категория «восточной философии» является весьма противоречивой, но эта тема для отдельного разговора. А, во-вторых, тесная связь философии и боевых искусств Древнего Востока может быть смело подвергнута сомнению на основе фактов, которые будут приведены чуть позже. Для пущей убедительности аргументов будет «побита самая сильная карта» - китайское боевое искусство, известное под названием ушу.
     Термин «ушу» (ву-шу, го-шу, кун-фу – зависит от транскрипции и наречия) используется для обозначения всех боевых искусств Китая. Существуют различные основания, по которым классифицируются многочисленные стили ушу. Самым распространенным на Западе (именно на Западе, потому что китайцы избегают такой классификации) является разделение на внутренние и внешние стили.


     Внешние стили Вайдзя (шаолиньцюань, вин-чун, танланцюань) на глубоко философские основания не претендуют, развивают скорость, силу, мощь, ловкость и другие «земные» характеристики. Они содержат в себе лишь базовые принципы, характерные в той или иной степени для всех видов единоборств. А иносказательные литературные выкрутасы («Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова», «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением», «Внешне свиреп — внутри спокоен»), которые используются для описания этих принципов, философией назвать не получается. Поэтому внешние стили анализироваться ну будут, пускай они и достойны умеренной похвалы за эффектность.
     Мистицизм, культивация «дао», «дэ» и прочей связи с космосом характерны для внутренних стилей Нэйдзя. Наиболее распространенными среди них являются Ба Гуа Чжан («Ладонь восьми триграмм»), Тайцзи Цюань («Кулак великого предела») и Син И Цюань («Кулак формы и воли»). Во внутренних стилях физическим характеристикам уделяется гораздо меньшее внимание, упор делается на управление таинственной силой «ци» («чи»), якобы пронизывающей все сущее. С помощью «ци», по мнению приверженцев внутреннего направления, мастер сможет поразить любого противника с минимальными усилиями. Это направление мы рассмотрим более пристально и попробуем отделить «зерна от плевел».
     Самым распространенным заблуждением является приписывание авторства ушу в целом и внутренних стилей в частности даосским и буддистским монахам. Это неправда.
     Во-первых, все мастера, привнесшие хоть сколь-нибудь стоящий вклад в развитие ушу, начинали его практиковать, будучи мирянами. Яркими тому примерами являются имена двух известных мастеров ушу – Ли Соу и Бай Юй-фэна. Ли Соу - автор стилей «большого и малого красных кулаков», а также техники боя с шестом (гунь шу) и системы захватов (циньна), а Бай Юй-фэн изобрел стиль «пяти зверей» и разработал комплекс дыхательной гимнастики – цигун. Монашеский постриг эти мастера приняли позднее, а свою технику начали преподавать в Шаолиньском монастыре.
      Во-вторых, Гаутама Сиддхартха,  более известный как Будда, сам был принцем из касты воинов. Монашескую аскезу он принял гораздо позднее.
     Все это позволяет сделать вывод, что корни китайских боевых искусств уходят глубже монастырских стен, но именно монастыри послужили той «консервной банкой», в которой (пускай не совершенно) сохранились традиции ушу. Зачем они понадобились монахам? Для ответа на вопрос понадобится небольшой исторический экскурс.
     Напрягаем извилины и вспоминаем Китайскую Империю после VI века нашей эры. До этого времени в Китае ещё оставались укромные уголки, куда мог направить свои стопы миролюбивый монах-отшельник. После обозначенной даты таких мест не стало. Убежать от мирской суеты больше возможностей не было. И тут блюстители веры проявили необычайную тягу к выживанию! Некоторые монахи выходили «в мир» для поиска мастеров, способных научить их приемам самообороны (Ли Соу и Бай Юй-фэн были «завербованы» шаолиньским монахом Цзюэ Юанем). Ну случаи ведь всякие бывают: подвыпивший имперский солдат, разбойник с большой дороги и т.д. (в конце концов, религия в Китае не может похвастаться такой степенью государственной защиты, как, например, христианство). Но тут возникла другая проблема. Как же так? Мирный поборник веры раздает смертоносные тумаки своим обидчикам! Если бы Император увидел эту новость в таком цвете, от китайских монастырей остались бы только легенды и развалины. Превосходный выход – маскировка: иносказание в описании боевых приемов и хорошая «закваска» мистической философией Даосизма и учениями Будды. Отсюда и поговорка: «Искусный мастер не оставляет следов».
     Очень важно, чтобы вы осознали следующие моменты для избегания дальнейших бессмысленных споров по поводу «корней» ушу:
- даосские и буддистские монахи имеют такое же отношения к ушу, как Ленин к марксизму: они его не придумали, а переняли и переработали на свой лад и под свои нужды;
- монахи изначально использовали ушу исключительно для самообороны, в духовную практику оно превратилось гораздо позднее.

      Следуем дальше.
     Со временем боевая составляющая ушу стала вытесняться практиками мистицизма. Боевое искусство все больше напоминало оздоровительную гимнастику с уходом в потусторонний мир. Критической точки этот процесс достиг в XIX веке, когда внутренние стили достигли пика своей «популярности». Но не будем забегать вперед и поговорим немного об истории происхождения внутренних стилей.
     Появление внутреннего направления ушу не может быть датировано позднее XVII века. Однако нередким случаем были легенды, предписывающие авторство того или иного внутреннего стиля какому-нибудь древнему китайскому монаху. Цель распространения этих легенд очевидна: необходимо было придать больше значительности себе и своей технике. Например, последователи Ба Гуа Джан считали, что родоначальником этого стиля был даосский наставник Би Чэнся. Документальных подтверждений этому нет, зато есть факты, в которых основателем Ба Гуа Джан назывался Дун Хайчуань, начавший преподавание в 1875 году.
     Такая же канитель с ещё одним знаменитым внутренним стилем – Тайцзи Цюань. В легендах основоположником этого распространенного сегодня направления считается полумифический Чжан Саньфэн. Начнем с того, что персонажей, попадающих под описание этого субъекта, было несколько, но – !вот ведь прикол! – по странному стечению обстоятельств, они все были монахами! А документов, доказывающих причастность хотя бы одного из них к созданию стиля, опять-таки нет (отрывки о «бытии» реального Чжан Саньфэна все же есть, но в них нет ни слова о его занятии кулачным боем). Реальным же основателем Тайцзи Цюань был Чэнь Вантин – отставной имперский гвардеец, начавший преподавание в сороковых годах XVII столетия.
     Самым запутанным в плане отделения истины от фантазий является стиль Син И Цюань. Кого только не называли его основателем! Одна легенда гласит, что стиль идет от самого патриарха Шаолиня и чань-буддизма – индийского монаха Бодхидхармы. А реалии ведут нас во все тот же XVII век к его основоположнику Цзи Цзикэ.
     Факты свидетельствуют отнюдь не в пользу той картины происхождения внутренних стилей, которая навязана нам заинтересованными лицами во имя популяризации преподаваемого направления.
     Однако это ещё не все.

От администрации:  продолжение - вторая часть еще интереснее и имеет интригу.
Она опубликована, чтоб найти ее смотрите рубрикатор справа.

Комментарии

В этом разделе ещё нет комментариев.

Извините, добавление комментариев незарегистрированными пользователями временно отключена.
Пожалуйста зарегестрируйтесь или войдите.


Вернуться назад

спорт-журнал

Поиск по статьям:

- искать по содержимому статьи

Рекомендуем почитать

05.03.2011

ДОСКА ЧАСТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ "СПОРТФ"

19.05.2010

Желающим РАБОТАТЬ у нас

14.08.2010

Как сделать, чтоб бег и другие упражнения "на дыхалку" были комфортными (и даже любимыми нагрузками). (часть 1 - основы)(Сергей Каминский)

Поиск по статьям:

- искать по содержимому статьи

Последние добавленные статьи

20.07.2016

Пояс с цепью для отягощений

10.05.2016

Экдистерон. Часть 1.(Пушков Юрий)

27.04.2016

Генный допинг. Часть 2.(Пушков Юрий)

19.04.2016

Генный допинг. Часть 1.(Пушков Юрий)

Все статьи


новости

Все новости

Подписаться на новости:

голосование

Каким видом спорта Вы в основном занимаетесь

бокс

кикбоксинг

муай-тай

самбо

дзю-до

вольная борьба

грерко-римская борьба

каратэ

таэквондо

смешанные единоборства

рукопашный бой

легкая атлетика

плавание

велоспорт (на серьезном уровне)

тяжелая атлетика

пауэрлифтинг

бодибилдинг

армреслинг

просто качаюсь

футбол

волейбол

другие игровые виды спорта

другие не игровые виды спорта

не занимаюсь спортом

Сам спортом не занимаюсь, и Вам не советую.