Магия ушу или путевка на тот свет (Павел Хат) статья в двух частях часть 2

…     Я неоднократно упоминал в своем изложении XVII век. Делалось это неспроста, т.к. именно в этот период начали формироваться торговые отношения между Китаем и Великобританией (пожалуйста, повремените с вопросами формата «а при чем тут это?», соизвольте дочитать до конца – и все поймете). Более-менее окончательно эти отношения оформились к началу XVIII века и отнюдь не в пользу Британской Короны. Дело в том, что наши милые китайские друзья считали себя нацией самодостаточной, и все заморские товары им были до одного причинного места (ну кроме шкур морских котиков и британских часов с боем, но эти «понты» могли себе позволить только толстосумы). Британцы же крепко подсели на китайский чай, а расплачивались за него чистым серебром, которого просто было жалко. Годы шли, британский кошелек становился все легче, правители Туманного Альбиона забили тревогу. Необходимо было срочно найти продукт, способный заинтересовать гордый народ, причем поставки этого продукта должны были остановить отток серебра из Англии. Таким товаром стал опиум.     …

     Однако это ещё не все.
     Я неоднократно упоминал в своем изложении XVII век. Делалось это неспроста, т.к. именно в этот период начали формироваться торговые отношения между Китаем и Великобританией (пожалуйста, повремените с вопросами формата «а при чем тут это?», соизвольте дочитать до конца – и все поймете). Более-менее окончательно эти отношения оформились к началу XVIII века и отнюдь не в пользу Британской Короны. Дело в том, что наши милые китайские друзья считали себя нацией самодостаточной, и все заморские товары им были до одного причинного места (ну кроме шкур морских котиков и британских часов с боем, но эти «понты» могли себе позволить только толстосумы). Британцы же крепко подсели на китайский чай, а расплачивались за него чистым серебром, которого просто было жалко. Годы шли, британский кошелек становился все легче, правители Туманного Альбиона забили тревогу. Необходимо было срочно найти продукт, способный заинтересовать гордый народ, причем поставки этого продукта должны были остановить отток серебра из Англии. Таким товаром стал опиум.
     Почему именно он?
Во-первых, опиум относят к разряду сильнодействующих наркотиков. А это значит, что естественный спрос на этот товар полностью удовлетворить невозможно – наркоман всегда будет готов платить за очередную дозу.
     Во-вторых, с этим наркотиком Поднебесная познакомилась ещё в V – VI веках. Однако в те времена он использовался исключительно в качестве медицинского препарата.
     В-третьих, Англии принадлежал практически неиссякаемый источник опиумного мака – индийская Бенгалия.
Наконец, перед англичанами стоял живой пример успешного применения опиума для подобных целей – Индонезия. Голландцы первыми продемонстрировали «эффективность метода» на индонезийцах ещё в XVII веке.
     Вот и выход! Осталось только засунуть моральные терзания куда подальше, качнуть весы в нужном направлении и превратить опиум в идеальный кнут (или пряник… или и то, и другое) для укрощения восточного нрава. С моралью проблем не было, так что «лед тронулся».
     Первые попытки протолкнуть опиум на китайский рынок (1784) оказались провальными и стоили «первопроходцу» четверти миллиона серебром: один из двух посланных кораблей попал в засаду к пиратам, а второй, хоть и достигнувший берегов Макао, ожидаемой прибыли так и не доставил.
     Но пятнадцать лет упорства принесли свои плоды – и тут нерушимая, неприступная стена китайского пофигизма дала трещину. Поставки опиума шли через все каналы, в том числе и нелегальные. Однако долгое время наркотик оставался доступным лишь состоятельным гражданам. Ситуация поменялась с приходом на рынок португальцев и американцев, поставлявших дешевый опиум из Турции. Со временем «цена наслаждения» снизилась, а его «граммы» потекли в ряды простого плебса. Так опиум получил повсеместное распространение. Великая китайская нация постепенно «садилась на иглу» и стала напоминать женщину легкого поведения, которая принимала «нужную позицию» ради очередной дозы.
     Некоторые из власть имущих Поднебесной (те, кто поумнее) фишку просекли: серебро потекло обратно в Великобританию (56 млн. серебряных долларов ушло из Китая в Англию против 7 млн., ушедших в обратном направлении), количество наркоманов росло с каждым днем, как и недовольство крестьян из-за кризиса, – полнейший… гм… Фэн-шуй. Политика реформ, имеющая целью взять торговлю наркотиком под контроль, цели не достигла. Поэтому в 1839 году китайское Правительство решается «рубить Гордиев узел»: в провинции Гуанчжоу были блокированы иностранные фактории, а конфискат опиума оценивался в 3 миллиона английских фунтов! Мелочь для британского «кошеля», но серьезный замах в сторону Короны.
     Разумеется, британская сторона таких «финтов» в свой адрес простить не могла. В 1840 году она направляет свой военно-морской флот к берегам Китая и за 2 года «нагибает» выскочку ещё ниже. Результат – Нанкинский договор и часть территории в качестве бонуса. В конце пятидесятых годов ситуация повторяется, а финал для китайской стороны оказывается ещё плачевнее — Тяньцзиньский договор и легализация опиума.
     Китайскому королю на шахматной доске объявлен мат. И объявлен он, кстати говоря, сообразно принципам китайских стратагем.
И ведь это ещё вершина айсберга, показанная для, так сказать, более «насыщенного 3D эффекта». Китайцы так сильно присосались к опиумной си… соске, что реальной угрозы для потенциальных интервентов, мягко говоря, не представляли. Иностранные офицеры неоднократно подчеркивали деморализованное состояние китайской армии особенно в ходе её военных действий против Японии в конце XIX века. Так опиум окончательно превратился из рыночного противовеса в мощное психологическое оружие, нейтрализованное лишь к середине XX века.
     Но в этом повествовании точку ставить пока рано.
     Наибольший интерес для нас представляют события 1898 года: этот «бросок кобры» в сторону «заморских демонов» принято называть «боксерским восстанием».

     А знаете, в чем причина этого восстания?
     «Ну как же! Великая нация вновь воспрянула ото сна и начала поигрывать мускулами, желая отомстить обидчикам за свое унижение!» — ответите вы.
     К сожалению, вы снова окажетесь неправы. Причина в другом.
     Есть такая «Желтая река» под названием Хуанхэ (желтая она не потому, что вокруг неё живут одни китайцы, а из-за природных условий). На протяжении всей истории Китая русло этой реки периодически меняло свое направление из-за мягкой лесистой почвы, что приводило к затоплению целых поселений. С 1895го наводнения повторялись ежегодно. Свою лепту внес и страшный голод, разразившийся в северных районах страны. И тут фантазия китайского народа, подогретая опиумным дурманом, разыгралась не на шутку: всех собак спустили на «треклятых иноземцев», потревоживших тонкую материю мира духов в Поднебесной своими заводами и фабриками! Котлами, в которых варилась вся эта хреномантия, были, как раз, школы, практиковавшие внутреннее направление ушу. Последователи этих школ нарекли себя «Ихэтуань» («Отряды справедливости и гармонии»), а европейцы презрительно называли их «боксерами».
     В рядах ихэтуаней не было даже намека на воинскую дисциплину, хотя некоторые из участников восстания состояли на службе Империи. А о каком-либо подобии централизованного командования и речи быть не могло (была попытка поставить во главе «боксеров» одного из принцев, но кандидат не входил в ряды «посвященных», поэтому дисциплинировать эту аморфную массу так и не удалось). В ходе военных действий «боксеры» уповали на «магические заклинания», призывая духов, чтобы те намочили порох в орудиях врага или заклинили спусковые механизмы… Духи на вызов отвечали крайне редко… Никаких стратегических целей и задач у восставших не было: вояки просто крушили все плоды «иностранщины» на своем пути – фабрики, мануфактуры, церкви… А действия этой разбойничьей шайки (иначе назвать цензура не позволяет) прикрывались идеей изгнания «демонов с запада».
     Тем не менее, популярность ихэтуаней в народной среде постоянно росла. Для того чтобы пополнить свои ряды, «боксеры» впаривали народным массам такую чушь, которую может воспринять лишь субъект с плавленым сыром вместо мозгов (а большинство китайцев такими субъектами и были – наркоторговля свое дело сделала). Широко распространились слухи о «непобедимости» ихэтуаней: их считали неуязвимыми для копий, штыков, огнестрельного оружия. Миф о «пуленепробиваемости» поддерживался фокусами, которые эти «грозные рубаки» любили демонстрировать на публике.
     Но демонстрациями и громкими лозунгами а ля «долой заморских дьяволов» дело не закончилось. «Боксеры» начали «применять» свое волшебство в реальных боевых столкновениях. Хотя резню боевыми столкновениями принято называть разве что в раппортах высшим генеральским чинам. А была именно резня: китайское пушечное мясо, уповающее на магию ци и спасительное ушу, против малочисленных, но хорошо вооруженных и дисциплинированных отрядов европейцев. Короче, все это сумасшествие (автор еле сдержался, чтобы не применить словца покрепче) длилось до 7 сентября 1901 года. «Боксерское соглашение» снова поставило некогда могущественную Китайскую Империю на колени.
     Всё, больше про этот идиотизм я писать не хочу – осточертело. Добавлю только, что некоторые внутренние стили, популярные сегодня, пришли из того самого XIX века…
     Приведенный фрагмент из истории Китая как нельзя лучше демонстрирует практическую «эффективность» внутреннего направления ушу. Это тот самый случай, когда какая-то мысль, доведенная до абсурда, кардинально меняет представление о сути самого предмета. Такую метаморфозу мы как раз проследили на примере китайских боевых искусств: некогда будучи боевой системой для эффективного поражения противника, «просеявшись» через мистические учения Востока, они в конце концов превратились в набор оккультных практик. Но самое страшное, что эхо тех событий долетело до наших дней. Сегодня псевдопрактики «ци» привлекают все большее число адептов. Причем прослеживается обратная зависимость между количеством извилин в мозге и степенью вовлеченности в эту пургу. Те, кто поумнее, относятся ко всяким «цигунам» не серьезнее, чем к гимнастике или комплексу дыхательных упражнений. Оставшиеся погружаются в этот мир «фентези» по самую макушку, рискуя когда-нибудь остаться там навсегда.
     Очень надеюсь, что мои доказательства были достаточно убедительными. Не надо мешать в одну кашу боевые искусства, философию, религию и другую пургу: «Кесарю – кесарево». Более того, магические практики – «плодородная почва» для «мастеров», стремящихся просто «срубить лэвэ», поэтому будьте готовы, что вам всучат любой каприз за ваши деньги.
     Никакой таинственной энергии «ци» не существует, а если и существует, то не в нашем мире, а поэтому какое нам может быть до неё дело? Логично? В конце концов, как говорит мой сенсей: «Вот твой кулак, вот голова твоего противника – и они должны встретиться как можно быстрее».

Используемые источники
1. Статья «Восстание Ихэтуаней (Боксерское) 1898-1901» (http://www.shaolin.ru/Kitayhistory/Kitayhistory.php?v=7)
2. Статья «Даосизм и внутренние стили ушу» (http://www.taiji-bg.com/articles/daoism/d1.htm)
3. Серия статей Алексея Кузьмина «Боевые Искусства Китая» (http://way-of-go.com/Kuzmin/china.htm)
4. Статья «Приход с профицитом» (http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/prihod_s_proficitom/)
5. Статья «Стили ушу» (http://tea-ceremony.ru/ushu1.php )
6. Статья «Боевые искусства» (http://www.daochinasite.com/study/kungfu.shtml )
7. Статья «Внутренние стили: Бить буду аккуратно, но сильно!» (http://www.veskitai.ru/?p=4528 )
8. Статья «Стили ушу» (http://wushu.kulichki.net/Styles/index.shtml )
9. Статья «Ушу» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%88%D1%83 )

Павел Хат,1990 г.р. , 1 кю по версии wjjf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *